Женщины в Древнем Риме
Рим — это не только императоры и полководцы. Благородные матроны, распутные красавицы и коварные интриганки вершили судьбы древних империй наравне с мужчинами.
Цивилизация настоящих мужчин, воинов, законодателей, поэтов?
Всё так, но вообще-то в Древнем Риме были и удивительные женщины. Они пировали вместе с мужьями и их друзьями, они интересовались политикой и искусством, они боролись за власть. Среди них были поразительные героини и злобные интриганки, добродетельные матроны и развратные красавицы, оставшиеся в истории навсегда.
Похищение сабинянок
В древние времена, когда Рим только был основан, там жили — не буду говорить «разбойники», скажу — «лихие молодцы». Когда Ромул и Рэм основали город, никто не знал ещё, какое у него великое будущее. Туда стекались всякие парни из разных мест, и в какой-то момент они решили обзавестись жёнами. Как раз приближался праздник в честь бога Конса — он отвечал за разные аспекты римской жизни, в частности, за запасы зерна, и это связывали с плодородием, с семейной жизнью. Римляне пригласили на консуалии, праздник в честь этого бога, жителей соседних городов. И вот цирковые представления, жертвоприношения, колесницы, бега, всё как полагается — но в какой-то момент римляне набросились на зрителей и похитили молодых девушек, в основном из соседнего племени сабинов или сабинян.
Родственники девушек собрали войско и пошли войной на Рим, но римляне укрылись в крепости на холме. Тарпея, дочь Спурия Тарпея, который оборонял крепость — первая известная нам женщина в римской истории, если не считать матери Ромула и Рэма. Она влюбилась в царя сабинов, молодого красавца, которого звали Тит Татий, и надеялась, что он ответит на ее чувства. Тарпея договорилась с сабинянами, что откроет им ворота, но решила, что можно заодно и подзаработать, и потребовала, чтобы каждый воин отдал ей то, что носит на левой руке — у них там были золотые браслеты. Сабины ворвались в крепость, но вместо благодарности и любви Тит Татий презрительно бросил в предательницу свой браслет, как и обещал. А ещё щит, который у него тоже был в левой руке — и так же поступили все воины. Тарпея погибла, и после этого часть Капитолийского холма стала называться Тарпейской скалой. Оттуда сбрасывали приговоренных к смерти преступников.
Сабины практически разбили римлян, но на поле боя выбежали захваченные девушки, которые уже успели привязаться к своим похитителям. Иногда на картинах сабинянок изображают уже держащими на руках детей. Они умоляли своих отцов и братьев помириться с их мужьями, что и произошло, после чего был заключен союз римлян и сабинов, и так Рим начал расширяться.
Ясно, конечно же, что это легенда, хотя у нее есть некоторая историческая подоплека, Рим действительно заключал союзы с соседними племенами, кого-то завоевывал. Но роль женщин в этой истории значительна. С одной стороны, они здесь вроде бы такой неодушевлённый предмет, их можно похитить, оставить себе. А с другой стороны, их слово многое значит, их требование остановить войну и решить дело миром услышано.
Добродетельная Лукреция
Если двигаться дальше по легендам, описывающим раннюю римскую историю, там тоже будет прослеживаться женское присутствие. Знаменитая история — это судьба несчастной Лукреции, добродетельной матроны. Однажды царь Тарквиний Гордый вместе со всем окружением отправился на охоту, и там римляне поспорили, чем занимаются их жёны, пока их нет. Вернулись неожиданно и оказалось, что все жёны развлекаются, кроме Лукреции — она дома, ждёт мужа и прядёт шерсть, что и пристало делать римской матроне. Это на всех произвело очень сильное впечатление. Сын царя Секст Тарквиний был пленён Лукрецией, на следующий день явился к ней и с оружием в руках стал требовать от нее любви. Она отказала, и он пригрозил, что всё равно возьмёт её силой, а если она будет сопротивляться, то убьёт, рядом с её телом положит тело раба и скажет всем, что он обнаружил ее с рабом и обоих убил — и так покроет ее имя вечным позором. Лукреции пришлось покориться, но вынести это она не смогла, рассказала всё своим отцу и мужу и покончила с собой.
Очевидно, это была не единственная обида, которую династия Тарквиниев нанесла римлянам, но история Лукреции стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Поднялось восстание, Тарквиниев изгнали из Рима, установилась республика. Римские философы, литераторы и историки веками будут превозносить Лукрецию и добродетель римских женщин — пусть не все они действительно добродетельны, но появляется идеал настоящей римской матроны.
Жизнь древнеримской матроны
Что делает матрона? Она полностью погружена в семейную жизнь, занимается хозяйством, не работает — и это касается не только самых знатных римлянок. Если в доме есть хотя бы одна рабыня, то жена уже не будет ни готовить, ни убирать, зато она всегда будет прясть шерсть и ткать ткани. Это достойное, благородное занятие, символ хозяйки дома. Все члены ее семьи одеты в ткани, сделанные ее руками или руками ее выросших дочерей — даже в конце I века до нашей эры Октавиан Август, который хотел слыть защитником старых добрых нравов, требовал, чтобы женщины его семьи ткали сами, хотя тогда домотканая одежда была уже совсем не в моде.
Жёны римлян не сидели взаперти, они могли пировать вместе с гостями, беседовать с ними. Девочки получали базовое образование вместе с мальчиками, обычно потом мальчиков учили риторы, готовили к политической жизни, а девочек выдавали замуж, но эти юные жёны часто продолжали учиться в доме мужа. Были суровые римляне, считавшие, что замужней женщине учиться ни к чему, но были и те, кто хотел, чтобы жена была образованной, чтобы с ней было о чем поговорить. Это сильно отличается от представлений о месте женщины у других народов, современников Древнего Рима.
Девочек выдавали замуж рано, и мужья были намного старше них, брак — это по сути переход женщины из-под власти отца под власть мужа. Ни о каком собственном выборе речи не было, жених договаривался с отцом.
Была торжественная старинная форма, три жреца, обряды и жертвоприношения, такой брак считался абсолютно священным. Был брак попроще, там формально спрашивали девушку, хочет ли она выйти замуж, но понятно, что она должна была сказать, что хочет. После этого муж ударял монетой по весам, как бы действительно её покупал у отца. Была и третья форма, когда ничего не оформлялось, по сути это сожительство. У римлян существовало представление, прописанное в законах: если человек пользуется какой-то собственностью в течение определенного законом времени, то она переходит ему во владение. И точно так же, если женщина в течение года живет в доме у своего мужчины, то они считаются официально мужем и женой. Потом возникла ещё четвертая форма брака, когда женщина жила с мужем, но оставалась под контролем отца или другого опекуна. Женщина не может сама собой распоряжаться, она всегда кому-то принадлежит, кому-то подчиняется.
Считается, что первый развод в истории Рима произошел через 340 лет после основания города — и это такое было неслыханное дело, что его все запомнили. Если же у женщины умирал муж, она имела полное право выйти замуж снова, но «одномужние матроны», как называли вдов, не нашедших себе новых мужей, пользовались особым уважением.
Древнеримская свадьба
Как женились? Сначала долго гадали, искали правильный день для свадьбы. Потом невеста прощалась, приносила в жертву ларам, домашним богам, свои игрушки — у нее еще были игрушки — поскольку переходила из-под контроля одних божеств под контроль других, из дома мужа. Дальше жрецы проводят ритуалы, 10 свидетелей подписывают документ о переходе девушки из одного дома в другой, печать ставят, невеста произносит знаменитую фразу «Куда ты, Гай, туда и я, твоя Гайя» — то есть, клянется мужу в верности и в послушании. Их руки соединяет почтенная дама, женщина хорошего поведения, не выходившая замуж повторно. Она как бы закрепляет брак.
Потом торжественная процессия идет из дома невесты в дом жениха пировать и ублажать духов дома, в который входит жена. Муж обрызгивает ее водой из домашнего колодца, подает факел, зажженный от очага, чтобы духи ее приняли. На следующий день она принесет жертву своим новым покровителям.
Серые кардиналы
Однако жизнь римской женщины из высших слоев общества не ограничивалась домом. Когда в первом веке до нашей эры заговорщики собирались убивать Юлия Цезаря, на собрании заговорщиков присутствовали мать Брута, его жена и жена другого заговорщика, Кассия — то есть с ними советовались, они участвовали в этом. В Помпеях сохранились надписи, сделанные от лица женщин (видимо, влиятельных) — они рекомендуют кандидатов на те или иные выборные должности, то есть, участвуют в политической борьбе, их мнение важно, их поддержка значима.
Отдельная категория римских женщин с огромным влиянием — весталки, охраняющие священный огонь. Их выбирали из девочек, еще не достигших полового созревания — где-то лет шести, по очень строгим правилам. У девочек не должно было быть физических изъянов, родители должны быть оба живы, не заниматься никаким низким ремеслом, быть римскими гражданами, в общем, много условий. Потом жрец забирал девочку, и она должна была блюсти свою девственность, охранять священный огонь и совершать невероятно важные для города обряды, обеспечивающие его благополучие.
Если весталка теряла девственность, она оскорбляла священный огонь. Такое происходило редко, Рим тогда погружался в траур, весталку приводили на место, которое называлось «проклятым полем», где была вырыто крошечное подземное жилище. Ей там оставляли светильник, немного хлеба, немного воды — а потом замуровывали заживо и она навсегда оставалась в этом подземелье. Мужчину же, с которым весталка посмела вступить в любовную связь, просто публично забивали до смерти.
Виктор Сонькин в своей книге «Здесь был Рим» пишет: «Весталки были единственными женщинами в римском обществе, не подвластными мужской воле — отца, мужа или иного опекуна. Формально верховный жрец выполнял по отношению к ним некоторые отцовские функции. Но весталки единственные среди римлянок могли свободно распоряжаться своим, порой немалым, имуществом, составлять завещание, а также лично выступать в суде. <...> Весталки имели право передвигаться по Риму в экипаже, что не было позволено почти никому. Они владели собственными конюшнями. В императорские времена их сопровождал вооруженный телохранитель — ликтор, а осужденный преступник, который случайно встречал на улице весталку, мог рассчитывать на помилование».
Через 30 лет весталка могла покинуть храм и при желании выйти замуж. Далеко не все хотели этого — они уже привыкли к своей власти, к своему влиянию. Многие римские родители старались отдать дочь в весталки не только потому что это большая честь, но и потому что это усиливало позицию всей семьи. Виктор Сонькин приводит несколько примеров. Так, один консул победил врагов и рассчитывал на то, что в Риме ему устроят триумф, торжественный вход с войском в город — это великий почёт. Получив отказ, он хотел сам на колеснице въехать в Рим; народ был возмущен, его пытались стащить с колесницы, и тут весталка, родственница полководца, встала на колесницу рядом с ним, и уже никто не мог ему помешать. Другая весталка уступила родственнику своё место рядом с императором на гладиаторских играх, чтобы все увидели, какой он важный человек — в тот год он собирался баллотироваться в консулы.
Амбиции и достоинство
Жила в Риме Корнелия из знаменитейшего рода Сципионов, дочь Публия Корнелия Сципиона, великого завоевателя. (Надо сказать, что у женщин в Риме не было личных имён, они все носили родовые имена. Если у Корнелия пять девочек, они все Корнелии, только — старшая, средняя, младшая, или — первая, вторая, третья и так далее). Эта Корнелия была выдающейся женщиной, умной и благородной, но с огромным честолюбием. Её выдали замуж за плебея Тиберия Семпрония Гракха, уважаемого и богатого человека, и у них родилось 12 детей, однако только трое дожили до взрослого возраста — дочь Семпрония и двое сыновей, Тиберий и Гай Гракхи. Корнелия после смерти мужа выдала дочь замуж за родственника, Сципиона Эмилана, а сыновьям говорила, что они должны прославиться. Рассказывают, что она все время восклицала: сколько же меня будут называть тещей Сципиона? Я хочу, чтобы меня называли матерью Гракхов.
И сыновья действительно станут выдающимися политическими деятелями, а потом погибнут. Корнелия поражает современников невероятным достоинством и выдержкой, с которой она переносит гибель своих сыновей. Плутарх писал, что некоторые думали, не сошла ли она с ума от горя, настолько спокойна она была.
Как мужчины научились говорить о любви
Одна из знаменитейших светских красавиц I века до нашей эры — Клодия Пульхра Терция. Клодия была очень хороша собой и вела себя совершенно вызывающе, постоянно изменяла мужу. Знаменита она прежде всего потому, что среди ее многочисленных поклонников был молодой паренёк, которого звали Катулл и которому суждено было стать одним из величайших римских поэтов. Среди стихов Катулла есть 13, в которых он упоминает и воспевает свою возлюбленную, называя ее именем Лесбия, и множество других, где он ее никак не называет, но тоже воспевает.
Она осталась в веках, потому что её любил Катулл. Уже в XX-м веке поэт Геннадий Алексеев написал:
Мой друг Катулл
своей подружке Лесбии
собрался было
подарить сережки, да денежки с приятелем пропил.
И подарил он Лесбии
бессмертье.
Бабёнка эта до сих пор жива.
Она все злится на беспутного Катулла —
ведь обещал же
подарить сережки!
Михаил Леонович Гаспаров написал замечательную работу, посвященную творчеству Катулла, где, в частности, он пишет вот что: «Значение Катулла в римской поэзии не в том, что он страстно любил свою Лесбию и с непосредственной искренностью изливал свой пыл в стихах. А в том, что Катулл первый задумался о своей любви и стал искать для ее выражения новых точных слов, стал писать не о женщине, которую он любит, а о любви как таковой. <...> Можно, конечно, говорить, что Катулл открыл духовную любовь вдобавок к плотской. Но точнее будет говорить, что он открыл для мужчины деятельную любовь вдобавок к потребительской».
Немного о римской морали
Символом ужасающего разврата стало имя римлянки Мессалины. Император Калигула, тоже, скажем прямо, не образец морали, выдал её за своего дядю Клавдия. После убийства Калигулы Клавдий становится императором, Мессалина — императрицей, но это её не сдерживает, у неё бесконечные любовники, на что Клавдий совершенно не обращает внимания, пока Мессалина не решает его свергнуть.
Когда Клавдий понял, что она угрожает его жизни, он приговорил её к смерти. То, как рассказывают римские историки о последних днях Мессалины — проявление общего презрения к ней, потому что для римской цивилизации очень важно, как человек умирает. Мужественное самоубийство — это достойный конец жизни, но Мессалина плачет, рыдает, умоляет о прощении, не решается покончить с собой. Мало того, что она развратна, она еще и труслива. В конце концов присланные Клавдием люди убивают её.
Женщины в борьбе за власть
В римской истории периода империи мы все время видим женщин, которые борются за власть. Агриппина, мать Нерона, возвела сына на престол — у меня про это была целая лекция. Легенда гласит, что когда ей предсказали, что сын её убьет, она сказала: пусть убьёт, лишь бы правил. Таково было её честолюбие. Однако когда Нерон присылает к ней убийц, она якобы требует, чтобы они поразили ее в живот, чтобы пронзить чрево, которое породило такого монстра.
На рубеже второго и третьего веков нашей эры жила совершенно невероятная женщина, которую звали Юлия Меса. Её сестра вышла замуж за сенатора Септимия Севера, а потом он стал императором. Меса со своим семейством переезжает в Рим, накапливает огромные богатства и влияние. Септимию Северу наследует его сын Каракалла, мечтавший о единоличной власти и убивший брата прямо в покоях своей матери, которая тоже вскоре умирает. Через некоторое время убивают и Каракаллу, а новый император изгоняет из Рима Юлию Месу и её семью. Юлия, пользуясь накопленными богатствами и влиянием, собирает сторонников как бы для своего внука, которого провозглашает императором Гелиогабалом, но на деле держит власть в своих руках. Гелиогабал чудовищно непопулярен, и бабушка понимает, что надо что-то делать. Уговаривает внука назначить своим преемником кузена, Александра Севера, а потом смотрит, как солдаты убивают Гелиогабала, остается у власти при другом внуке, в покое и в богатстве, умирает в своей постели — и ко всему Сенат решает обожествить ее имя.
Благородные жёны
Те же самые римские историки описывают не только развратниц и интриганок, но и достойных жён сенаторов, которые отправлялись в изгнание вместе со своими мужьями или даже добровольно умирали вместе с ними. Жена римского аристократа Цецины Пета по имени Аррия была как раз такой. Бури политической жизни обрушиваются на Пета, и его отправляют в ссылку, а затем и вовсе приказывают умереть. Муж колеблется, и Аррия первая берет кинжал, вонзает себе в грудь, после чего из последних сил вытаскивает его, протягивает мужу и говорит: «Пет, не больно».
Новая религия — новые возможности
Ясно, что во всех этих историях о дурных развратницах или о благороднейших женах речь идет о верхушке общества. В XX веке историки сумели посмотреть и на другие документы, поэтому мы знаем, что в первом, втором, третьем веке нашей эры в Риме были женщины, которые вели себя очень независимо, владели имуществом, собственным делом, жертвовали на благотворительность и на какие-то нужды города. Их в документах называют «мать полиса», благодетельница города.
С большим или меньшим успехом женщины проникают в разные сферы общественной жизни — кроме религиозных союзов, поскольку это мужские должности, связанные вплотную с политической деятельностью. Поэтому женщины будут одними из первых, кто примет в Риме новую религию — христианство. Частыми были ситуации, когда муж по-прежнему верит в древних богов (ты не можешь занимать никакие должности даже на уровне города, не говоря уж об уровне всей империи, не совершая определенных обрядов), а жена уже христианка и детей воспитывает христианами. С одной стороны, это было религиозное чувство, откровение, а с другой — возможность совершенно по-новому проявить себя в той сфере, куда старая религия женщин не пускала. А тут женщины могли возглавлять общины, проводить богослужения — правда, когда в христианстве сформируется церковная иерархия, женщин с этих позиций вытеснят.
Жития святых переполнены историями о юных девах, которые, несмотря на все терзания, пытки и казни, не отрекались от своей веры и даже кончали с собой, совершая смертный грех, только чтобы сохранить верность своей религии. Одна из них — знаменитая Бландина Лионская, которую чудовищно пытали во II веке, когда были гонения на христиан при Марке Аврелии, а она на всё отвечала: мы христиане, мы не делаем ничего дурного.
И сабинянки, готовые выбежать на поле боя, чтобы остановить сражение между своими отцами и своими мужьями, и интриганки, мечтающие о власти, и благородные женщины чести, и женщины и нового тысячелетия, которые живут в другом мире и молятся по-другому, но тоже проявляют незаурядный характер — все они римлянки.
Какая женщина Древнего Рима кажется вам самой интересной? А почему?
Пишите ваши комментарии!
***
Смотрите большую лекцию о женщинах в Древнем Риме на моём канале «Уроки истории с Тамарой Эйдельман». Спасибо всем тем, кто нас поддерживает на платформе «Бусти», нашим патронам на Patreon, нашим спонсорам на Ютубе, всем, кто не даёт им нас заткнуть. Если кто-то ещё не подписался на наш канал или на регулярные пожертвования и подпишется сегодня или расскажет о нас друзьям — вы очень сильно нам поможете.
Taмara Haтановна, вы снова превзошли себя, с детским трепетом я, этим субботним утренником, жду вашего нового и интригующий захватывающего урока истории!!