ЛГБТ. Такие же люди, как все
Как жили гомосексуалы в эпоху Античности и Средние века, в век Просвещения и суровый XX век? Почему они подвергались и до сих пор подвергаются гонениям?
Смотрите это видео на Youtube
Среди нас живут, жили и дальше будут жить совершенно обычные люди — но почему-то они веками подвергаются преследованиям и травле. Сегодня речь пойдёт об истории гомосексуальности, и мы записываем эту лекцию не потому, что я поддалась разложению развратной Европы, а потому что это очень важная тема.
Я знаю историю, которая, как мне кажется, доказывает, что в Древнем мире была настоящая любовь (а не трубадуры в Средние века её придумали). Описана она в книге «Пир» великого философа Платона. В доме у знаменитого поэта и драматурга Агафона собираются на пир мыслители, литераторы и, в частности, великий философ Сократ. Они решают, что будут между возлияниями говорить о любви. Каждый из них высказывает свои представления о любви, после чего раздаётся стук в дверь: пришёл пьяный, весёлый и незваный Алкивиад, знаменитый житель Афин, выдающийся полководец, политик, красавец, аристократ и богач. Алкивиад влюблён в Сократа, при этом у него есть жена и множество возлюбленных среди гетер — для древнего грека тут нет противоречия.
Платон был не только великим философом, но и великим писателем. Яркая бытовая сценка — пьяный Алкивиад, стук в дверь, венок, пир и прочая жизнь богатых афинян конца V века до нашей эры — помещена здесь не случайно. До этого момента гости на пиру философствовали, теоретизировали о любви. А теперь они видят её воплощение. Алкивиад рассказывает, как его завораживает Сократ, как он может слушать его беспрерывно, и произносит очень важные слова: «И только перед ним одним испытываю я то, что вот уже никто бы за мной не заподозрил. Чувство стыда».
Мне кажется — вот явное указание на то, что Алкивиад испытывает к Сократу не просто страсть, а настоящую любовь. Он хочет заслужить его уважение. Он хочет подняться до его уровня.
Свободная любовь древних греков
Гости в «Пире» рассуждают о разных видах любви, и большая часть примеров, которые они приводят, — это примеры любви гомосексуальной. В основном речь идет об отношениях между совсем молодыми людьми и зрелыми мужчинами. Это было очень распространено и считалось для юношей своего рода школой — и сексуальной, и духовной.
Затем юноша вырастает, женится, живёт обычной семейной жизнью — жена древнему греку нужна для продолжения рода и для ведения хозяйства. Когда он становится взрослым состоявшимся человеком, он вполне может и сам увлечься каким-то юношей. Федр, один из участников пира, говорит:
«Я не знаю большего блага для юноши, чем достойный влюблённый, а для влюблённого — чем достойный возлюбленный».
И рассуждает, как хорошо было бы, если бы всё войско состояло из влюблённых и возлюбленных. Почему? Потому что каждый старался бы с наилучшей стороны проявить себя в глазах того, кого любит.
Другой гость, Аристофан, рассказывает, что люди когда-то выглядели совершенно иначе — как шары, у которых по четыре руки и четыре ноги. Некоторые из этих шаров были полностью женщинами, другие — полностью мужчинами, а ещё был третий пол: одна половина мужская, а другая — женская. Боги разделили эти шары пополам, и теперь всякий человек на земле ищет свою половинку — кто-то противоположного пола, а кто-то своего.
Сократ же говорит, что в любви есть градации, и человек сначала любит только тело, потом начинает любить прекрасные мысли и так далее, пока не достигает высшего разряда любви — к самой красоте, бестелесной идее. Сейчас мы называем это платонической любовью.
Все пирующие исходят из того, что любовь бывает разной — к женщине, к юноше, ко взрослому мужчине — и это воспринимают совершенно нормально.
Шкала сексуальности
Пройдут тысячелетия, и к похожим выводам придёт американский биолог Альфред Кинси, который в 40-е годы XX века решил изучить человеческую сексуальность. Кинси с коллегами провели тысячи глубинных интервью. Респондентам задавали несколько сотен вопросов об их сексуальных пристрастиях, поведении, фантазиях. В результате в 1948-м году появилась книга «Сексуальное поведение самца человека», а в 1953 году — аналогичный том о «самке человека».
Проанализировав собранные данные, учёный создал знаменитую «шкалу Кинси» — шкалу сексуальности. На ней есть крайние значения — исключительно гомо- или гетеросексуальные люди, и отдельно отмечены асексуалы. Но между эти крайними значениями у Кинси выделены разные градации. Основополагающий принцип был для того времени поразительным, а выводы, к которым пришел учёный, — и вовсе революционными. Он писал:
«Мужчины не представляют две отдельные субпопуляции — строго гетеросексуальные, строго гомосексуальные. Мир не делится на агнцев и козлищ. В природе редко наблюдаются дискретные категории (то есть резко разделенные между собой). Живая природа — это континуум (то есть продолжительность) во всех и каждом из своих аспектов».
Иначе говоря, нет чёрного и белого. Люди устроены по-разному: многие могут жить в гетеросексуальном браке, вписываться в обычные представления о семейной жизни и при этом быть на какой-то процент гомосексуальными. Это нормально, здесь нет никакой болезни и никакого извращения.
Где взять факты?
Для изучения любой исторической темы нам нужны достоверные источники. Мы должны их анализировать, выделять в них факты, мнения, ложь и правду. Это особенно непросто в теме изучения гомосексуальности, поскольку люди в подавляющем большинстве скрывали свою истинную ориентацию. Таких историй, как у Алкивиада и Сократа, где всё говорится открытым текстом, очень немного. В той же Древней Греции были пары, реальные и легендарные, чьи истории дошли до нас в таком виде, что о характере их отношений в имеющихся источниках чётких сведений нет. Например, отношения Ахилла и Патрокла. Когда Ахилл скорбит по убитому Патроклу, видно, что он испытывал к нему сильное чувство, и хотя такой бывает и дружба, традиционно считается, что они были любовниками.
У Александра Македонского тоже был ближайший друг — Гефестион, с которыми его многие годы связывали очень тесные отношения. У историков практически нет сомнений, что это была любовь. Александр при этом был женат, но у македонцев, как и у греков, одно другому не противоречило.
Кому отдано львиное сердце
Часто в качестве примера гомосексуальных отношений приводится связь двух королей, Ричарда Львиное Сердце и Филиппа Августа. Они знали друг друга с детства. Молодой Ричард — тогда ещё не король, а герцог Аквитанский — много времени проводил с Филиппом во Франции. Хронист конца XII века Роджер Ховеденский пишет:
«Ричард, герцог Аквитанской, сын короля Англии, остался с Филиппом, королём Франции <...> Они ели каждый день за одним столом из одного блюда и ночью спали в одной кровати. Французский король любил его как свою душу. И они так сильно любили друг друга, что английский король [отец Ричарда Генрих Второй] поражался их страстной любви».
Надо отметить, что в те времена и вплоть до XIX века спать в одной кровати было абсолютно естественным делом для людей одного пола. Однако Ричард и Филипп считаются любовниками. Позже их отношения испортились, в частности, потому что Ричард отказался жениться на сестре Филиппа. Пылкая любовь переросла в такую же пылкую ненависть, и до конца жизни короли оставались врагами.
Русские нравы
Есть похожие свидетельства и на Руси. Вот отрок Георгий Угрин (то есть венгр), приближенный князя Бориса — князь и его брат Глеб будут убиты по распоряжению их старшего единокровного брата Святополка и станут почитаемыми русскими святыми. Борис всегда держал Георгия при себе в своём шатре, а тот так любил его, что не оставил даже в смерти: отказался покинуть Бориса и погиб вместе со своим господином.
Есть записи об отношениях Ивана Грозного с его приближённым Фёдором Басмановым: тот в женском платье часто плясал перед царём. Однако прямых свидетельств однополых отношений нет: это уже не древняя Греция.
Во все времена — или почти во все — были люди, которые под давлением обстоятельств пытались изменить свою сексуальную ориентацию. Можно вспомнить трагическую историю брака Петра Ильича Чайковского с Антониной Милюковой, когда он искренне хотел перебороть себя, начать нормальную семейную жизнь, но ничего из этого не вышло. Или странную историю о невероятно тесных отношениях Николая Васильевича Гоголя с Иосифом Виельгорским — возможно, это была романтическая дружба, возможно, сексуальная связь. У Гоголя с сексуальной сферой были непростые отношения, но Виельгорский невероятно много для него значил. Тяжёлая болезнь и смерть Виельгорского оказали на писателя сокрушительное влияние.
Писатель-денди
Оскар Уайльд точно был гомосексуалом, тут ни у кого сомнений нет. В Англии конца XIX века гомосексуальные связи считались уголовным преступлением. Уайльд завёл пылкий роман с лордом Альфредом Дугласом по прозвищу Бози. Его отец, маркиз Куинсберри, ненавидел и преследовал Уайльда.
Уайльд совершил огромную ошибку — подал на маркиза Куинсберри в суд за клевету. Доказательств клеветы писатель представить не смог, а, наоборот, был обвинён в гомосексуальных связях и отправился в тюрьму на два года. В результате мы получили «Балладу Редингской тюрьмы», но для Уайльда это, вероятно, было слабым утешением. Сломленный, уничтоженный, он будет доживать свою жизнь во Франции, а Альфред Дуглас совершенно перестанет им интересоваться.
Ищите женщину
Ещё сложнее обстоит дело с женщинами. Мы в принципе про женщин в истории знаем меньше, чем про мужчин, и мнения исследователей расходятся даже когда дело касается самой знаменитой лесбиянки в истории, великой греческой поэтессы Сапфо. До сих пор идут бесконечные споры, вступала ли Сапфо в любовные отношения с молодыми девушками на Лесбосе.
Некоторые тексты открыто эротичны, но есть версия, что это была не любовь, а всего лишь ритуальные сексуальные обряды в женской религиозной общине, служившей Артемиде.
Нужно ли это выяснять, если можно просто читать стихи? Ну, жизнь отражается в искусстве. Скажем, в творчестве Марины Цветаевой огромную роль сыграли её отношения с Софией Парнок и Сонечкой Голлидэй. Нас ведь интересуют вдохновительницы лирики Пушкина? Точно так же интересны и те мужчины и женщины, которые вдохновляли Цветаеву, Уайльда, других поэтов, писателей и музыкантов.
Мальчики налево, девочки направо
Исключительно затруднён исторический анализ положения тех, кого мы сегодня называем трансгендерными людьми: у нас очень мало источников.
Мы знаем поразительную историю шевалье д’Эона, жившего/жившей в XVIII веке.
Первые 48 лет своей жизни шевалье прожил как мужчина, а оставшиеся 34 года — как женщина. В мемуарах шевалье говорит, что вообще-то принадлежит к женскому полу, но девочку выдали за мальчика, потому что семье нужен был наследник-мужчина. Однако доказательств ни одной из версий нет. Шевалье д’Эон прекрасно владел шпагой, был на военной службе, стал шпионом французского короля и был отправлен в Россию ко двору императрицы Елизаветы. Затем шевалье отправился в Лондон, а оттуда во Францию — но по требованию Людовика XV должен был сделать это как женщина. В последние десятилетия своей жизни шевалье д’Эон стал мадемуазель де Бомон — впрочем, сохранив привычки и манеры гренадера.
Другой знаменитый пример — Надежда Дурова. Растили её как девочку, выдали замуж, у неё родился сын. Дурова ушла из дома и поступила на военную службу под именем Александра Соколова. Когда обман вскрылся, особым царским указом ей разрешили остаться на службе и даже произвели в корнеты. В отставку она — или уже он — выходит под именем Александр Александров. Историю эту мы знаем подробно из автобиографии «Записки кавалерист-девицы»: опубликовать её помог Пушкин.
Александр Александров отказывался общаться, если к нему обращались как к женщине, и Пушкин это условие в переписке всегда соблюдал. Даже с сыном своим Александров переписывался только тогда, когда тот писал ему «милостивый государь», а когда обращался «матушка», родитель письма игнорировал. В XIX веке это списывали на некоторую придурь — тогда никто не понимал, что это не игра, а просто человек вот таким образом устроен.
Вокруг света
В Афинах гомосексуальные отношения считались нормой, и нам известно о них много. Но в том же «Пире» говорится, что другие народы, варвары, не понимают благородства такой любви. В древнеиндийских законах есть наказание за гомосексуальные отношения — но не сами по себе, а за изнасилование, принуждение, и что там было в реальности, на основе этих источников понять сложно. У многих племён североамериканских индейцев однополые отношения считались нормой, и во многих культурах Южной Америки тоже — хотя, например, ацтеки за такие связи карали смертью.
Однополые отношения были у японских самураев и у китайских мудрецов. Они существовали в Древнем мире и в Средние века. Они были на Руси и на Западе. Очень сильно упростив, можно сказать, что чем древнее цивилизация, тем легче там относятся к гомосексуальности — не всегда приветствуют, но считают нормальной. Древние верования сексуальную сферу вообще воспринимают как нечто естественное. Единобожие почему-то подходит к этому намного жёстче.
Путь к свободе — и назад
После многовековой дискриминации наконец начинается путь к свободным отношениям — с Великой французской революции. В 1791 году во Франции отменяют статью о наказании за гомосексуальные связи. Хорошо видно, как в течение XIX века западный мир движется к расширению прав и свобод. Больше прав получают женщины, бедняки, люди разных цветов кожи, разных религий — и люди разной сексуальной ориентации. Кажется, что дальше будет только лучше, но XX век неожиданно становится веком жутких диктатур и тоталитарных режимов.
Любая диктатура борется за чистоту нравов, скрепы и традиционную семью — по разным причинам, но в частности потому, что диктатура хочет контролировать взгляды людей, их поведение и личную жизнь.
Власть Советов
В России революционная стихия сначала обрушила вместе с империей старые семейные отношения. В 1930 году выходит том Большой советской энциклопедии, где написано:
«Советское законодательство не знает так называемых преступлений, направленных против нравственности. Наше законодательство, исходя из принципа защиты общества, предусматривает наказание лишь в тех случаях, когда объектом интереса гомосексуалистов становятся малолетние и несовершеннолетние».
Однако уже через несколько лет становится ясно, что государству это всё не нужно, а нужны традиционные семейные отношения и образцовые советские семьи. Надо рожать детей, чтобы они потом защищали СССР.
Уже в 1934 году был принят новый Уголовный кодекс, который включал статью за гомосексуальные отношения. Обвинения в гомосексуальности будут использоваться, если надо кого-то скомпрометировать или отправить в лагерь — как, например, великого кинорежиссёра Сергея Параджанова, который формально сел за однополые связи, но по сути — за независимое поведение и политические взгляды.
Путь фюрера
В 1920-е годы в Германии, по крайней мере в Берлине, нравы были свободными, а законодательство во всей стране — мягким. Но после прихода к власти нацистов ситуация меняется. Рейху тоже нужны солдаты, значит, нужны семьи, в которых будут рожать. 30 января 1933 года Гитлер получает пост рейхсканцлера, а уже 23 февраля появляется указ о закрытии «безнравственных заведений», в которых встречаются люди, предающиеся «противоестественному разврату». На следующий день выходит указ о запрете распространения «грязных журналов» и подобной литературы, а 6 мая толпа врывается в Институт сексуальных наук, созданный выдающимся учёным-сексологом Магнусом Хиршфельдом.
Здесь, к радости нацистов, объединилось несколько факторов: Хиршфельд был евреем и гомосексуалом, да к тому же изучал разные проявления сексуальности и выступал за права гомосексуальных людей.
«Гомосексуальность не является ни болезнью, ни вырождением, ни пороком, ни преступлением, но представляет собой часть естественного порядка».
Магнус Хиршфельд
Дальше нацисты вводят статью о наказании за гомосексуальность и ещё одну — об опасных рецидивистах. Уличён больше одного раза — получаешь больший срок. Здесь обвинения в гомосексуальности тоже использовались для того, чтобы расправиться с политическими врагами. Самый знаменитый пример — Эрнст Рём, создатель отрядов штурмовиков, тех, кто помог Гитлеру прийти к власти. Штурмовики стали мешать Гитлеру, и в 1934 году происходит знаменитая «ночь длинных ножей», когда эсэсовцы с ними расправляются Рёма же обвиняют не в каких-то реальных преступлениях, а в «противоестественных связях», и всю операцию обставляют как очищение Рейха от мерзких развратников.
Свободные шестидесятые
Перелом наступил благодаря сексуальной революции 60-х годов. Для США поворотным моментом стал грубый разгон гомосексуалов полицией в баре The Stonewall Inn, что привело к волнениям.
В годовщину протестов прошёл первый «марш гордости» — Прайд. Люди стали ежегодно выходить на улицы, чтобы показать, что они не скрывают своей сексуальной ориентации, и с каждым годом в прайдах стало участвовать всё больше гетеросексуалов. Тогда ЛГБТ-движение добилось очень многого, а потом началась эпидемия СПИДа. В 1980-х и начале 90-х идея, что СПИДом болеют только гомосексуалы и наркоманы, была очень широко распространена.
Сейчас мы знаем, что ВИЧ-инфицированным можно стать в любой социальной группе, но на тот момент СПИД, «чума XX века», воспринимался как божье наказание за греховность.
Новый виток
В XXI веке в США и некоторых европейских странах происходит либерализация законодательства, в частности в сфере брака, который уже не везде определяется как «союз мужчины и женщины». Впрочем, куда теперь повернёт вектор, неизвестно. Мы видим, как в разных частях мира усиливается традиционализм и фундаментализм в разных формах, как принимаются законы о запрете абортов, как государства преследуют тех, кто неправильно, по мнению властей, себя ведёт, одевается, любит.
Невозможно без слёз следить за тем, что произошло в этой области в России за последние 10–15 лет. К сожалению, Россия быстро свернула с пути модернизации, и уже в 2006 году в Рязанской области приняли закон о запрете «пропаганды гомосексуализма» среди несовершеннолетних, а в 2013 году запрет стал всероссийским. Под это была подведена очень мощная пропагандистская база. Существует характерная фальшивая связка, которую пропихивали пропагандисты в разных статьях и выступлениях — «пропаганда гомосексуализма» и педофилия. Гомосексуальность — это естественная вещь, а педофилия — уголовное преступление, но их специально ставят рядом.
ЛГБТ-организации начали получать клеймо иностранных агентов, было придумано «международное ЛГБТ-движение», которое в России объявили экстремистским. К сожалению, гомофобия прямо связана с войной, развязанной Россией против Украины: обосновывая в 2022 году для народа «необходимость» вторжения, Путин, в частности, говорил о защите «традиционных ценностей».
На сегодняшний день в мире больше 60 стран, где гомосексуальные отношения по-прежнему криминализированы. Мы только что наблюдали ужасающую борьбу, которая развернулась вокруг запрета «ЛГБТ-пропаганды»: всё звучит очень по-российски, только происходит это в Грузии. И это как-то особенно больно и тяжело видеть.
Напрашивается страшная мысль, что идёт новый новый виток ненависти и преследований.
Очень хотелось бы пытаться противостоять ему. Во многом для этого и была записана эта лекция.
Любовь не подчиняется ни диктатуре, ни ненависти. Это одно из проявлений свободы.
Интересно узнать ваше мнение: насколько сильно будет развиваться гомофобия в ближайшие десятилетия? Жду ваших комментариев, но заранее хочу предупредить: любые ответы, содержащие ненависть и оскорбления, будут блокироваться. Счастливо.
Мой лекционный тур
• Хьюстон — 12 ноября, билеты ↗
• Роли — 14 ноября, билеты ↗
• Токио — 23 ноября (SOLD OUT)
• Пало-Альто — 7 марта, билеты ↗
• Лос-Анджелес — 9 марта, билеты ↗
• Сиэтл — 11 марта, билеты ↗
Спасибо всем, кто нас поддерживает на платформе «Бусти», нашим патронам на Patreon, нашим спонсорам на Ютубе, всем, кто не даёт им нас заткнуть. Если кто-то ещё не подписался на наш канал или на регулярные пожертвования и подпишется сегодня или расскажет о нас друзьям — вы очень сильно нам поможете.
P.S. Если для открытия YouTube вам понадобится проверенный и недорогой VPN, советую скачать Paper VPN, созданный командой независимого издания «Бумага». По промокоду EIDELMAN скидка 10% на все тарифы сервиса.